ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ.
В четверг Страстной седмицы вспоминается Тайная вечеря Господа с учениками и установление Спасителем Таинства Евхаристии, когда Господь, благословив хлеб, преломив его и дав апостолам, сказал «приимите, ядите; сие есть Тело Мое» (Мк.14:22), после чего взяв чашу, благодарив, подал им и произнёс: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк.14:24).
В воспоминание этого события Святая Церковь призывает своих верных чад утром прийти в храм и Причаститься, а вечером выслушать чтение двенадцати отрывков из Евангелия, рассказывающих о Крестной Жертве Христа.
Поучая на личном примере, что в Царстве Божьем, которое не от мира сего, не ценится ни суетная слава, ни пустое мирское величие, но ценится любовь и смирение, Христос Сам омыл ноги ученикам (Ин.13:5). В Великий четверг, за богослужением, Церковь вспоминает это событие и через исполнение особого священного обряда, в процессе которого епископ омывает ноги священникам.
В прежние времена в Православной Церкви утвердился обычай совершать в этот день чинопоследование омовения престола (святой трапезы). Одно из наиболее ранних исторических упоминаний по этому поводу (дошедших до нас) относится к VII веку (оно принадлежит Исидору Севильскому).
С давних пор в этот день осуществлялась уборка в храме, очистка церковной утвари. Данная традиция связана с воспоминанием о приготовлении горницы, где состоялась Тайная вечеря, о приготовлении Пасхи двумя учениками, а также об омовении ног апостолов.
Имея это в соображении, понятно, почему верующие стремились навести в сей день порядок и в своих частных домах. Кроме того, в этот день в некоторых домах принято печь куличи, красить яйца.